Быстрицкая основная школа
с.Быстрица Оричевский район Кировская область
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение основная общеобразовательная школа с. Быстрица Оричевского района Кировской области

     (Быстрицкая основная школа)

    Нашей школе в 2022г исполнилось 179 года.

    История школы

    В начале XVIIIв.  появились первые школы в Вятке.

    Быстрицкое народное училище открыто по распоряжению департамента народных училищ 20 марта 1843 года. Это была одна из первых школ в губернии и Орловском уезде, в сельской глубинке.

    В 1843 году пришли в школу первые  15 мальчиков. Вопрос об обучении девочек пока не стоял. Их «учение» шло дома, девочек готовили к замужеству, к взрослым женским обязанностям: рукоделию, ткачеству, уходу за детьми, ведению домашнего хозяйства. Например, ткать и прясть девочек учили с 7-8 лет.

    В первых школах, особенно в провинции, занятия начинались поздней осенью, когда заканчивались осенние работы на земле, обычно в ноябре-декабре.

    В школе учили чтению, письму, счёту, Закону Божьему, воспитывали верноподданнические чувства, чтобы выросли сельские отроки законопослушными гражданами. Обучение сначала было двухлетним, позднее трёхлетним, а в начале XXв.- четырёхлетним.

    О работе дореволюционной школы мы знаем немного, но факты, ставшие известными, достойны самого внимательного изучения. Связаны эти факты с существовавшими в селе во второй половине 19 века земскими школами:  мужской и женской. Сведения о них взяты из краеведческой литературы и архивных источников.

    Датой открытия мужской земской школы — предположительно конец 60-х годов 19 века. Первые сведения о ней найдены в 1867 году, когда она уже существовала, и в ней обучались 47 учащихся. Возможно, этой школой стало народное училище, открытое ранее, а церковная открылась позднее.

    В 1872 году открылась женская земская школа. Первой учительницей архив называет Агнию Утробину. С нее в Быстрице начинается женская линия педагогов, ставшая безраздельно властвующей в 20 веке и перешагнувшая в 21 век.

    Таким образом, с начала 70-х годов 19 века в Быстрице существовали три школы: церковно- приходская и две земские. Всего обучались к концу 60-х годов около 200 учащихся. В архивной справке за 1868 год значится, что только  в мужском земском училище обучалось 94 ученика.

    Интересен и важен для быстричан факт, что в Быстрице в 1875-1877гг.работал земским учителем Аполлинарий Михайлович Васнецов, один из 6 братьев известного в Вятке, в России и за её пределами духовного рода Васнецовых, будущий академик живописи.

    К быстрицкому периоду жизни Васнецова (1876г.) относится карандашный рисунок(52 см* 27 см) «Идеальная деревня будущего». На рисунке прямые улицы, чистые, обсаженные деревьями; дома с большими окнами, магазин, школа, мельница. Общественный огород, но почему-то нет церкви. И подпись под рисунком:

    «Жаль, только жить в эту пору прекрасную

    Уж не придется ни мне, ни тебе».

    В 1878г. В Быстрицком мужском училище 116 учащихся, в женском 25(21 девочка и 4 мальчика).

    В 1880г. В мужской школе —  112 человек

    В 1896г. – 121 человек.

    В 1890 г. В церковно-приходской школе – 72 ученика. Налицо рост количества учащихся в школах. Пользу и необходимость знаний понимают всё глубже жители села и его окрестностей. Но до полного охвата всех детей образовательным процессом ещё очень далеко: в лучшие годы учатся один из двух — трёх детей в селе.

    В 1890 г. Сделан ещё один шаг в образовании поселян, в Быстрице открыта воскресная школа для взрослых и повторительно — обобщающий класс для всех желающих.

    В 1900г. Упоминается Быстрицкое церковно- приходское училище. В нём – 72 ученика. В церковном приходе названы ещё школы на Студенце, в Минеевщине, в Малых Гарях. Таким образом, на границе 19-20вв. в приходе было 6 школ, из них 3 – в Быстрице. По статистическим данным в Вятке был большой отсев в конце учебного года – В 9 раз больше, чем выпускников. В наших школах показатели гораздо лучше, выше. На содержание женской школы в 1900г. выделено 100 рублей. Заведует женской школой Ю.О. Хорошавина, мужским училищем – А.М. Титлинова.

    1906г. Окончено строительство  здания училища в Быстрице. Какого, не уточняется, но по воспоминаниям старожилов и другим фактам, это здание «черной» школы, в которой учились быстрицкие школьники до 1974 года. По похожему проекту была построена школа в Малых Гарях. Старожилы утверждали, что обе они выстроены на земские средства и при финансовой помощи вдовы одного богатого купца, которая была родом из наших мест.

    Сохранившееся до сих пор двухэтажное здание женской школы (желтой) после закрытия ее в 1909 году было передано церкви. Обучение мальчиков и девочек стало совместным.

    1908 год. Сессия Орловского земства постановила: ввести в уезде всеобщее начальное образование с 3-х летним сроком обучения, а в 1915 году признала необходимым ввести 4-х летнее образование, и несколько таких выпусков было сделано. Об этом говорят и экспонаты музея истории села.

    В 1909 году в 3-х Быстрицких школах обучалось233 ученика: в мужской- 148 человек, женской- 42 ученицы, церковно-приходской- 43 ученика. Возраст учащихся, судя по отчетам и архивным данным, колеблется от 8 до 14 лет, основная масса 9-12 лет. Есть учащиеся даже 15 лет, но их немного. Долго учится крестьянским детям некогда….нужда заставляет работать.

    В 1913 году открыто Рубцовское училище. В музее есть документ об окончании его в 1917 году и классный журнал за 1934-1935 год. В последние годы оно располагалось в доме репрессированного крестьянина-единоличника Рубцова И.И.

    Архивные документы, исторические справки, автобиографические данные сохранили для нас сведения об учителях, воспитателях. О тех, кто сеял в селе просвещение.

    Это, в первую очередь, носители просветительской миссии — учителя Закона божьего — священники местной церкви. Это учителя земских школ, обучающие азам грамоты, счета, чтения.

    Среди первых учителей — священников — Виноградов, Веселицкий, М.П.Тихоницкий, Александр Семин. Учителя — Александр Кожемякин(1876год), А.М. Васнецов (1875-1877г.г.), Павел Халтурин (1875 г.), Агния Утробина (с 1872), Антонина Матвеевна Банникова (с 1877); помощники учителя: Иван Платонович Филимонов, Константин Петрович Россихин, позднее стал учителем. Указаны те известные из архивов даты работы в школах села Быстрица.

        

    Дополнительное образование, расширение знаний предполагалось через библиотеку и повторительно-обобщающий класс при школе. Книги для библиотек при школах покупались на средства земства, церкви, департамента образования, пожертвования спонсоров.

    В 1892 году была открыта библиотека для взрослых в здании земского училища. В день открытия из 100 присутствующих в неё записались 69 человек.

    В 1898 году была открыта библиотека при чайной попечительства о народной трезвости Рыбинской волости.

    В основном здесь были периодические издания, книги народной серии «Бог-помочь», книги практического содержания в помощь крестьянину по уходу за садом-огородом, по уходу за скотом и птицей, их лечению, советы пчеловодам и т. п..

    Присутствовали в небольшом количестве общественно-политические журналы, например, «Наша Родина», книги исторического, политического содержания, религиозные издания, художественные произведения (некоторые представлены в экспозиции музея)

    Революция 1917 года не только открыла более широкие образовательные перспективы для детей и взрослых, но и внесла немалую сумятицу в процесс образования.

    Известно также, что с середины 20-х годов в селе действовала комсомольская организация. Комсомольцы были вожатыми у младших школьников, организовывали досуг детей- подростков, продолжали своё образование.

    В середине 30-х годов в Быстрицу приезжает учительствовать (уже, будучи вдовой) Александра Ивановна Капустина, в девичестве Олина – сестра Марии и Евдокии Олиных. Ее муж Капустин Афанасий Павлович   — первый уездный комиссар просвещения Орловского уезда – был участником съезда работников внешкольного образования в Москве, слушал выступление  В. И. Ленина, вождя победившего пролетариата. Потом Капустин был участником гражданской войны, вскоре заразился тифом и умер. Александра Ивановна приехала в Быстрицу. Она и её сёстры стали основательницами учительской  династии в Быстрицкой школе. В 40-50 годы работала в школе её дочь – Грехнёва Евгения Афанасьевна, а в 70-80годы – её внучка Елена Николаевна Леденцова. Она вела биологию, химию, труды.

    Воспоминания старожилов сохранили и другие фамилии учителей – Клавдия Михайловна Дуркина, Таисия Стахеевна Тиунова.

     К концу 30-х гг. и далее учеников в школах стало гораздо больше, т.к. этому способствовала и демографическая ситуация и принятый закон об обязательном начальном образовании. Дети учились в зданиях «желтой и чёрной» школ, в бывшей колхозной конторе, в домах колхозников в д. Рубцовы и Волость. Ученики в те годы получали бесплатное питание, но не постоянно. Для этого помогали колхозникам выращивать овощи, имели при школах свои грядки. Чем кормили? Это были вкусные и лакомые блюда для того времени – суп картофельный, гороховица, репница, каши, молоко, компот из ягод.

    В период половодья, бездорожья, разлива реки Быстрицы, мелких речушек и логов ученики ночевали при школе или у родственников и знакомых. В 50-е гг. существовало специальное помещение для ночлега: печь с котлом для воды, полати, большой обеденный стол и топчаны или лавки для сна. В конце 20-х – начале 30-х гг. действовал сезонный коммунарский детский сад, а потом колхозный. Размещался он на 2 этаже «жёлтой» школы.

    Праздником для детей становились сентябрьские деньки, когда они бесплатно получали учебники, тетради, пёрышки и ручки, карандаши и т.д. Всё это, уложенное в холщовую сумку, казалось сказочным богатством, которое хотелось беречь, не пачкать, не отдавать в чужие руки. И хотелось хорошо учиться!

    Старожилы рассказывают и  такие факты: повзрослевшие дети коммунаров, желающие учиться дальше, направлялись на рабфак (рабочий факультет) в г. Киров, потом в учительский институт. Коммуна, колхоз помогали им питанием, деньгами, покупали одежду, обувь. Правда, этого обеспечения было недостаточно для элементарно удовлетворительных условий учёбы. Об этих фактах идёт речь в нескольких письмах рабфаковцев в коммуну (хранятся в музее). Позднее рабфаковцы, получившие высшее образование стали учителями, врачами, партийными работниками. Учащиеся 30-х годов запомнили заведующую школой Татьяну Стахеевну Зубареву молодой, стройной привлекательной девушкой с длинной русой косой. Запомнили строгую, требовательную Марию Ивановну Олину, а её сестру Евдокию Ивановну считали самой справедливой, умной, эрудированной.

    А ещё ученики 30-х гг. помнят уроки музыки с гитарой и мандолиной. Помнят, как водили хороводы, пели и играли в «Каравай», «А мы просо сеяли». Учились рукоделию: шили, вязали, вышивали гладью и крестом, а в годы войны вязали носки, перчатки, варежки для фронтовиков. Учительские  сердца горели благородным светом знаний, культуры.

    Вспоминали бывшие ученики и такой факт: было в коммуне правило —  для первоклассников-мальчиков шить сапожки, для девочек – ботиночки. Летом организовывали для них детскую площадку. Девочкам на лето шили сарафаны, мальчикам – трусы-шорты, майки. Более взрослые дети, комсомольцы были у  них вожатыми. Они организовывали жизнь младших, все вместе участвовали в выступлениях агитбригады. Концерты устраивали учителя-комсомольцы, среди них дети Жаворонкова Михаила Меркульевича – Аля и Оля, Кира Мещерякова, Георгий Яковлевич Жаворонков (библиотекарь).

     Школа в военные годы.

    В военные годы в школе трудились Мария Ивановна Зубарева, Клавдия Ивановна Савиных, Антонина Николаевна Лысова, Мария Ивановна Леванова, её сестра Анна Ивановна Хохлова, Екатерина Павловна Кокорина, Антонина Елисеевна Лысова, Таисия Гурьяновна Ральникова, Александра Ивановна Капустина, Евгения Афанасьевна Грехнёва, Антонина Дмитриевна Олина, Тамара Ивановна Изместьева и др. учителя. В каждой параллели начальной школы было по 2-4 класса, а в каждом классе до 40 учеников. 23 июня 1941г. В школе прошла линейка, где учителя объяснили детям, что началась война с фашистской Германией. В конце 1941г. В село привезли детей из блокадного Ленинграда (из детского сада завода им. Козицкого). С ними приехали 2 воспитателя и няня Лиза. Жили они в «чёрной» школе, пришлось быстрицким школьникам потесниться. Классы разместили в «жёлтой» школе, в частных домах, в колхозной конторе. Первый класс дополнительно открыли в д. Волость.

    Е.А. Грехнёва вспоминает: «Ясно, что в военные годы детям требовалось от нас особое внимание, т.к. матери заняты работой в колхозе и дома, а у маленьких ленинградцев и вовсе никого родных рядом, кроме учителя и воспитателя. Большинство детей плохо одеты, недоедали. В школе берегли каждое полено, учебник, тетрадку. Ленинградские детишки тянулись к учителю как к матери. Хотелось их обогреть, приласкать, они часто болели, пропускали занятия. Оставлять их после уроков было так жаль! Но занимались с ними по мере возможности и необходимости.

    Школьники военной поры помогали взрослым в хозяйственных заботах: собирали колоски, горох, теребили лён, старшие дети жали, косили, пастушили с взрослыми. Зимой вывозили на поля навоз, собирали по домам золу и птичий помёт, и тоже удобряли поля. Сено с лугов доставляли к фермам. В общем, трудились, как могли, рядом со взрослыми, часто заменяя их с начала и до конца летней страды.

    А ещё учителя и эвакуированные блокадники обязаны были дежурить по графику у телефона в сельсовете. Каждое утро получали телефонограмму о положении дел на фронте. В классах школы висели карты, на которых отмечали линию фронта, места ожесточённых боёв. Сводки вывешивали в людных местах. Учителя ходили с ними в деревни, проводили беседы в конторах, бригадах, на полевых станах. Когда наша армия стала наступать, настроения изменились даже у детей. После прорыва блокады ленинградцы засобирались домой.

     Но в первую очередь всегда думали о тех, кто на фронте. Для школы все фронтовики — это её ученики. Большая часть призванных на фронт быстричан не вернулась. Не вернулись 3-е из 5, 311 из 510…

    Учился в нашей школе в начале 30-хгг. мальчик Миша Булдаков из д. Булдаки… в 1945г. в битве за Берлин стрелковый батальон гвардии капитана Михаила Григорьевича Булдакова за несколько дней боёв  в пригороде Берлина уничтожил и взял в плен более 500 фашистов, уничтожил огромное количество боевой и гражданской техники, оружия. Успех этой операции был неслыханным даже по масштабам берлинских боёв. М.Г. Булдакову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Другой пример. Четырёх сыновей отдали Родине, жестокой войне Леденцовы Меркулий Феоктистович и Екатерина Максимовна. Все их дети были в своё время учениками нашей школы. Остались могилы детей их под Смоленском, Ленинградом, в Прибалтике. А материнское сердце до смертного часа болело и помнило: Ваня, Коля, Петя, Миша. Михаил перед войной закончил учительский институт и работал директором школы в с. Шестаково Слободского района (по воспоминаниям сестры Анны).

    Многие быстричане за храбрость и мужество на дорогах войны были награждены орденами и медалями. Подробнее об этом вы можете узнать в материалах музея.

     Честь им и вечная память, мальчикам и девочкам, выросшим и закрывшим своей грудью отчий дом от врага.311 воинов не вернулись с полей сражений. Свидетелями военного времени, фронтовых будней бывших учеников Быстрицкой школы являются письма из далёкого, незнакомого нам сурового времени, с переднего края войны: из блиндажа, окопа, госпиталя.

    « Кто-то должен погибнуть, но  хочется умереть не так просто, и не позорной смертью, а смертью героя в борьбе с фашисткой бандой»,- писал Алексей Иванович Мамаев из партизанского отряда своей жене Евгении Ивановне. Он погиб в Белоруссии.

    Девчонки и мальчишки из войны говорят, что не было у них безбедного, беззаботного и безработного детства. Их главной мечтой и надеждой было: вот кончится война, вернётся отец, брат – будет полегче, доспим, догуляем, доучимся, наедимся досыта и хлеба, и молока, и сладостей, купим обновки. Некоторые ребята в военное время бросили школу, доучиваться пошли позднее.

    11. Школа стала семилетней.

    В 1949 г. вышел правительственный указ об обязательном семилетнем образовании, и с 1950 г. быстрицкая начальная школа, как и многие другие по стране, реорганизована в семилетнюю, а в 1952г. сделала первый выпуск 2-х седьмых классов.  В этих классах учились дети, которые закончили 4 класса в предыдущем году и переростки военного времени, пришли и те, кто учился в школах п. Торфяного и Победилово. Среди первых выпускников семилетки И.А. Мамаев, Т.С. Жаворонкова, Г. Евдокимова, Л. Бочкарёв и др. – всего 43 ученика. Это был трудный период, учились школьники из 18 деревень. Отношение к учёбе было разное, условия жизни и учения сложные, часто некомфортные: долго добирались из деревень из-за реки. А представьте себе ледоход, разливы речек и логов, осеннюю распутицу, зимние холода. Жили на квартирах в селе, ночевали в школе, на полатях. Да и послевоенная нищета и бесхлебье давали знать о себе.

    В 1952 г. было по два комплекта 1-3 классов, три 4-х, по два 5,6,7 классов. Классные комнаты стали тесны. Ученики сидели за партами не по росту, за трехместными столами, на лавках.

    В школу пришли новые учителя – предметники. Жили на частных квартирах. Только в 1955г. был построен первый учительский дом против школы. Для занятий школьников местные умельцы делали столы, стулья, верстаки, шкафы.

    По данным сельсовета, педколлектив – 18 человек, из них 8 – учителя начальных классов. «Многие учителя молодые, зачастую ровесники, одногодки некоторым выпускникам», — вспоминала Фаина Ивановна Кротова, учитель немецкого языка и классный руководитель одного из двух первых выпускных классов.

    Несмотря на разницу учащихся в возрасте, на разную степень подготовленности, большинство школьников отличалось прилежанием, исполнительностью, добрыми взаимоотношениями. Учительское или родительское слово было авторитетным и неоспоримым. Оставляли нерадивых на второй год обучения, не было показухи, «три пишем – два в уме», не было такой болезни в школе, как процентомания. С  благодарностью за добросовестный труд  назовем фамилии учителей, приехавших в школу-семилетку, в начале 50-х и работавших позднее:

    Семен Никитович Горяной —  директор школы, вел историю, труд;

    Лидия Федоровна Безденежных —  его жена, учитель начальных классов;

    Сергей Иванович Коновалов —  директор школы до 1957г., учил истории;

    Фаина Александровна Коновалова, его жена, учитель русского языка и литературы;

    Нина Георгиевна Коновалова, учитель начальных классов;

    Мария Ильинична Ушакова, учитель русского языка и литературы;

    Николай Иванович Свинин, завуч, учитель математики;

    Мария Андреевна Мухина, учитель математики;

    Галина Ивановна Крысова, учитель русского языка и литературы;

    Фаина Ивановна Кротова, учитель немецкого языка;

    Тамара Ивановна Жгулева, учитель географии;

    Таисия Константиновна Трапезникова, учитель математики;

    Антонина Николаевна Лысова, учитель начальных классов и ее коллеги:

    Зоя Константиновна Никулина;

    Дарья Яковлевна Головина;

    Любовь Степановна Арофалова, и другие учителя, работавшие здесь ранее.

    Учащиеся 50-х – 60-х гг. много трудились, и не только дома, на личном подворье и огороде. Работали в школе, помогали колхозу, зарабатывали себе на школьную форму, учебники, обувь. (Билет в кино с 1961 года стоил 5-10 копеек, тетрадь – 1-2 копейки, учебник от 20 до 50 копеек, ученическая деревянная ручка – 2 копейки, перышко – 1 коп.. Буханка хлеба – 16-20 коп., а билет до Кирова – 50, 60 копеек)

    Отопление в школе было печное. Дрова для девяти школьных печей тоже готовили общими силами. В лесу их заготавливали колхозники или лесхоз, а привезенные на школьный двор бревна пилили, кололи, укладывали родители, школьники-старшеклассники, учителя и техслужащие. В 50-4 гг. для хозяйственных нужд школа держала лошадку, корм для нее тоже заготавливали своими силами техслужащие и учителя.

    С августа 1957г. после Сергея Ивановича Коновалова директором школы был назначен Василий Макарович Семенищев, с первых дней показавший себя энергичным и ответственным руководителем.  Работал и жил в Быстрице до лета 1968г. Он прошел школу войны, крестьянского детства, партийной выучки. В школе вел историю, русский язык, литературу. Писал стихи, играл на баяне, активно сотрудничал с газетой «Искра». Он повел за собой коллектив и сам учился у опытных учителей педагогическому мастерству. «Я благодарен им за труд», — так называется глава его книги воспоминаний о работе в Быстрицкой школе. Книга подарена сельскому музею. Его жена Таисия Афанасьевна работала учителем биологии, под ее руководством осваивался пришкольный участок, посажен яблоневый сад, плодоносящий до сих пор. Их имена остаются в благодарной памяти учеников.

    Школа во второй половине 20 века.                 

    В 1959г. вышел Указ об обязательном восьмилетнем образовании, в 1960г. Быстрицкая школа тоже перешла на восьмилетний курс обучения.

    В.М. Семенищев вспоминает: «Те годы прекрасны были. Частое посещение уроков у Таисии Константиновны Олиной, Марии  Ильиничны Ушаковой, Тамары Ивановны Изместьевой, Зои Константиновны Никулиной и других давали немалый опыт, навыки педагогической работы. Я с жадностью впитывал все доброе из их методического багажа».

    Качество знаний учащихся, повышение методического уровня, воспитательная работа с родителями и учащимися – это темы разговоров на совещаниях и цель, которой был подчинен каждый школьный день, каждый урок, педсовет. Отдельной строкой можно вести рассказ об общественной  и партийной работе В.Н. Семенищева, об антирелигиозной его деятельности.

    После В.Н. Семенищева, направленного на работу в район, в 1968г. директором школы назначена Р.А. Загарских, учитель русского языка и литературы, беспокойный, энергичный человек. Завучем – Кротова Г.А. – молодая учительница, приехавшая из Сибири.

    С дореволюционных времен школа находилась в типовом помещении, давно ставшем холодным и тесным. На уроках ребята мерзли, а на доске, протертой мокрой тряпкой, появлялся ледок. Иногда отправляли детей домой из-за холода.

    В 1972г. Р.А. Загарских и заведующий РАНО Сергей Гаврилович Вахонин взялись срочно решить задачу строительства новой школы: проектирование, поиск средств, материалов и т.д. Инициатива Риммы Алексеевны, поддержка, авторитет С.Г. Вахонина увенчались успехом. Учителя, ученики и родители были благодарны им за то, что в 1974г. школа переехала в новое здание, пусть не типовое, брусковое, но теплое и уютное, в котором располагается и теперь. Тепло подавалось в школу от собственной котельной на угле, вместо колодца появился водопровод. Р.А. Загарских передала управление школой молодому, энергичному, хозяйственному учителю физики и черчения Сергею Ивановичу Никифорову, который руководил школой 11 лет. Учителя и учащиеся обживали новое здание и оформляли кабинеты, радовались теплу и уюту, а педколлектив обеспечивал качественное обучение.

    В 70-е гг. обновился коллектив педагогов, разнообразилась воспитательная деятельность. Кроме Сергея Ивановича и Галины Ефимовны Никифоровых в школе продолжали работать С.Н. Захаров, Ф.И. Кротова, начали педагогическую деятельность Л.И. Олина, В.Н. Мамаева, Г.А. Зверева, С.А. Коркина. Приехали в родную школу З.В. Пономарева, Л.В. Власова, вернулась в школу Г.А. Кротова, приехали Г.А. Быданова, Т.А. Окатьева. В 80-е гг. приехали Шпикины Сергей Николаевич и Инна Николаевна, Мухина Светлана Николаевна,Тупицина Елена Евгеньевна, Старикова ( Олина) Алевтина Витальевна и некоторые другие. Все они работали успешно, ответственно и творчески, отдавая свои знания, свое время сельским школьникам. В арсенале их педагогического мастерства не только уроки и разные методы, но и свои особенности формы внеклассной, внешкольной работы, интересная школьная жизнь. И у каждого педагога своя изюминка. За этими скупыми строчками, за всеми проведенными уроками, воспитательными мероприятиями нелегкий учительский труд, энергия, душа, нервы, бессонные ночи, иногда оставленные в одиночестве собственные дети, и минуты отчаяния, но чаще удовлетворение от удачного урока, от результатов контрольной работы, от слов благодарности со стороны родителей и радости встречи с детьми и коллегами в очередное первое сентября.

    В 1986-1987гг. директором школы был назначен Е.С. Иванцоав, запомнившийся школьному коллективу профессионализмом, компетентностью и тем, что увлек детей походами по родному краю, сбором краеведческих материалов, предметов крестьянского быта, тем, что присоединил здания школы и мастерской к системе центрального отопления. Отпала надобность содержать школьную котельную.

    В конце 1987г. директором школы стала завуч Г.А. Кротова. Был тогда сделан новый проект кирпичного двухэтажного здания школы, но начавшиеся с 1991г. проблемы переустройства общества, распад СССР, обвал экономики, перечеркнули планы  школьного строительства.

    В 80-е гг. по итогам педагогической деятельности педагогов школы: Т.А. Окатьева, Г.А. Кротова, Т.С.  Гребенева, Г. А. Быданова получили значки и звание «Старший учитель», Л.И. Олина – значок «Отличник просвещения РФ», Г.Е. Никифорова и Г.А. Быданова – Грамоты Министерства просвещения, Г.А. Кротова – Грамоту ЦК КПСС, Совета  Министерства СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

    В 90-е гг. началась история школы нового постсоветского времени, вернее «безвременья», выживания, крушения советских идей и идеалов. К тому же пошло заметное сокращение коллектива учащихся до 70; потом 50 человек. Школа продолжала свои образовательные функции в новых условиях. Но вычеркнуто из задач школы идейно-политическое и патриотическое воспитание, расформированы комсомольская, пионерская организации. В условиях нападок на советский строй и образ жизни низвергнуты с пьедестала герои и события, на которых строился воспитательный процесс. А заодно с этим ослаблено было внимание к проблемам трудового, нравственного воспитания. На мой взгляд, вместе с негативом разом перечеркнут был большой положительный опыт воспитания через комсомольскую и особенно пионерскую организацию. Это происходило в стране, это эхом откликалось и в наших маленьких сельских школах. Опыт воспитания через пионерию и комсомол имел много положительного и достойного, чтобы взять в сегодняшнюю школу, подойдя творчески и переработав. Нравственно-этические нормы, понимание роли труда как источника жизненных благ, возможностей достойной жизни, воспитание гражданина, ответственного за судьбу своей семьи, своей страны, активная жизненная позиция, гордость за свою большую и малую Родину – разве это нужно только в советское время? Разве это не цели сегодняшней школы в области воспитания детей, молодежи?

    Комсомольцы, пионеры, вожатые прошлых десятилетий вспоминают свою интересную, насыщенную событиями жизнь.

    Нина Ивановна Лысова, одна из предвоенных комсомолок, колхозный комсомольский секретарь, вспоминала, какими они были строгими, принципиальными, активными, непримиримыми в борьбе за новую жизнь и новый опыт.

    Более поздние поколения пионеров и октябрят помнят праздники Красной звездочки, как учились выполнять Правила октябрят, жить по ним.

    В 3-4 классе школьников принимали в пионеры, обычно всем классом или почти всем. Повязывали красный галстук, прикалывали на лацкан пиджака или рубашки пионерский значок. Пионерский значок представляет собой    три языка пламени, символизирующие связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, пионеров.  Крайне редко дети отказывались вступать в пионеры по религиозным мотивам, отказывали в приеме в пионеры неуспевающим ученикам и недостойным по поведению. Но это была временная мера. Обычно все учащиеся становились пионерами, если не в 3 классе, так в 4-ом.

    Пионерские сборы начинались и заканчивались вносом и выносом пионерского знамени. С каким волнением, торжественно, под звуки горна и барабана вскидывали руку в пионерском приветствии стоящие в строю пионеры в белых кофточках, рубашках с красными галстуками на груди. Знаменная группа имела особые ленты и пилотки в дополнение к пионерской форме. Ассистенты знаменосца во время движения вскидывали руку в пионерском салюте. Иногда пионерские сборы проводили на природе у костра.

    На пионерские сборы приглашали людей с интересной биографией, передовиков труда, участников ВОв – тех, кто был достоин уважения и подражания.

    Изучали на сборах и классных часах Моральный Кодекс строителей коммунизма, старались в умы и души людей заложить общечеловеческие нормы морали. Все заложенное в советское время помогает сейчас бывшим пионерам, а ветеранам не сломаться, устоять.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения: очная.

    Электронное обучение не применяется.

    Технологии дистанционного обучения применяются при обучении иностранному (английскому) языку в 6, 7, 8, 9 классах.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программы развития нет.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie